Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Лечение с помощью заговора

Опубликовано 25.08.2019

Лечебные заговоры связаны с различными действиями подобными прикладывания пальца к больному месту, ниткой, выкатыванием яйца, сплевывания через плечо, лезвием ножа или другим предметом. Иногда заговоры наговариваются на воду, которую необходимо выпить или выплеснуть в песок или сырую землю, воск, который прикладывают, выливают в емкость, формируют из него фигуры.

Знахарство


У знахарей существует взгляд на заболевание как на живое существо, которое намеренно поражает человеческое тело. Поэтому применяются различные словесные формулы, направленные на то, чтобы болезнь покинула человека: "поди прочь, в черное болото, в леса дремучие, в колодец глубокий". Так, например, заговор от головной боли записан из личного дневника знахарки Ростовской области: "Буйной голове дайте покоя, духи светлые, духи сильные, да утихнет кровь в висках раба Божьего (имя), да пойдет прочь боль застывшая на дно моря-океана, в воды глубокие, в воды далекие. Будьте мои слова крепки, как камень, аминь".

Помимо отсылки заболевание в "места темные", а именно там по народному представлению обитала вся нечистая сила, которую "замыкают на семь замков", а заговоре также представлен хранитель в виде "светлого духа", он перенимает на себя функцию целителя и выступает в роли помощника для избавления от недуга. Как правило, лекари заговаривают там, где можно присесть и тогда, когда ним явился пациент. Более того, предметы, используемые для лечения, имеют сейчас не ритуальную, а бытовую знаковость. Одни и те же магические обряды могли сопровождать разные по функциям заговоры и переходить от одного заговора к другому в зависимости от индивидуального предпочтения заговаривающего.

 

Заговоры магия лечение


В некоторых текстах встречается переплетение языческих и христианских помощников, это обусловлено тем, что сам заговор появился еще в пору язычества, задолго до крещения Руси, поэтому субъектами текста и помощниками знахарей (те, к тому ведется обращение) становились: ветры буйные, духи лесные, заря-зарница, река-матушка и т.д., совокупно можно объединить в группу "силы природы". С появлением христианства, несмотря на преследование властью и запретами на чародейство, заговоры продолжали полноценно функционировать в обществе, только теперь в текстах использовались отрывки молитв и божественные помощники: Пресвятая Богородица, ангелы, Иисус Христос, Николай Чудотворец и т.д. При этом никуда не деваются субъекты язычества, они просто внедряются в христианские, поэтому и те и другие можно встретить в пределах одного заговорного текста. Например, заговор от сглаза: "По голове светлой, по животу белому, резвым ноженьками яйцо выкатывается, весь сглаз на него выматывается, кто порчу наслал – тому и воротится. Помогите мне ветры вольные, ветры буйные, отнесите яйцо к трем дорогам, там на западной стороне на камне мощном сидит Матушка Пресвятая Богородица, просите ее яйцо разбить, да в сырую землю закопать". При чтении заговора необходимо катать куриным яйцом по телу человека, потом бросить его в огонь или на сковородку и зажарить до черноты.

Несмотря на то, что корнями заговоры уходят в седую древность, многие люди прибегают к помощи этих текстов даже в наши дни, т.к. принято считать то, с чем не может справиться медицина, подвластно силам небесным.