Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Русалки. Мифы. Реальность. Очевидцы

Опубликовано 02.11.2018

При слове "русалка" у многих в голове возникает образ прекрасной девы с длинными волосами и чешуйчатым хвостом ниже пояса. Русалки занимают почетное место в мифах и сказаниях. В деревнях ими до сих пор пугают детей, а писатели-фантасты населяют этими существами страницы своих романов.

Откуда же пошли предания о русалках? Впервые о полудевах-полурыбах упоминают египетские папирусы. Рисунки похожих на русалок существ встречаются и в культуре древнего Вавилона.

В славянской мифологии видение русалок менялось в зависимости от конкретного племени. Так, на западе русалок считали прекрасными девушками, которые заманивали к водоемам сбившихся с пути прохожих. В мифах же восточных славян облик русалок менялся на образ старухи с отвисшей грудью и злобной ухмылкой, с рыбьим хвостом ниже пояса.

Особняком стояли русалки, жившие в лесу. иное их прозвание – мавки. Именно этот образ вдохновил Пушкина, писавшего "Лукоморье", где упоминается, что "русалка на ветвях сидит2. Мавок считали близкими духам деревьев, чем-то наподобие греческих нимф.

Впоследствии считалось, что русалками становятся девушки, утонувшие в реке от несчастной любви, а также девочки, умершие некрещеными. Верили, что у русалок нет души, они любопытны как дети, не прочь поиграть с захожими молодцами, поводить с ними хороводы, позагадывать загадки. Могли защекотать и увлечь в водную пучину – себе на забаву. Любили русалки и воровать детей, заманивая их в воду яркими камнями и цветными кувшинками.

В настоящее время существуют практикующие маги, которые уверяют, что пытались совершить ритуал, призывающий русалку, и якобы им это удалось. Встретившиеся с русалками описывают их как плотные сгустки темной чужеродной энергии, но доказательств никаких не представляют.

Однако существуют и другие очевидцы свидания с русалками, которые не имели ничего общего с прекрасными девами из сказаний.

Так, рыбаки одной малонаселенной деревни говорят, что неоднократно ловили в свои сети странных существ ростом чуть более полутора метров, с вытянутым туловищем, оснащенным парой рук, с головой, похожей на человеческую, но глаза были расположены по бокам, как у рыбы. Самое главное, у существ имелся хвост, подобный русалочьим. На голове росли редкие волосы. Рот был полон острых длинных зубов. Существо имело жабры. После оставления на солнце начинало усыхать и через несколько часов напоминало вынутое из воды корягу. Возможно, это и есть некий вид современных русалок.

Приметы и суеверия, связанные с русалками.

• Считается, что в Троицкую неделю нельзя купаться в открытых водоемах. Это время года также называют русалочьей неделей. Для защиты от нечистой силы в селах и деревнях раскладывают по избам свежесорванную полынь.

• Считается, что русалки, подобно земным женщинам могут иметь детей, правда, только те, что обитают на деревьях. И если оставит такая русалка свое дитя на земле, а человеческая женщина, пожалев, прикроет ребенка платком или своей одеждой, то вправе она просить у русалки все, что пожелает, и та не сможет ей отказать, и вреда не причинит.

• Если молодому парню случится встретить русалок у водоема, и увлекут они его в свой хоровод, то ему возможно спастись, если не проронит он ни слова и не рассмеется.

• В Купальскую ночь русалки могут выходить из реки или озера, и гулять по полям и лесам, как обычные девушки.

• Защитой от русалок, по поверьям, может служить щепотка трав мяты и любистока, которые следует брать с собой, отправляясь на водоем жарким днем.


Однако, у некоторых славянских племен русалки считались не нечистой силой, а берегинями, покровительницами полей, растений и влаги, отвечали за урожай и дожди. В таких верованиях образ русалок неразрывно связан с именем богини Марены, одной из ипостасей Макоши – богини женского начала и плодородия.