Народные поверья: этнические и лингвистические корни заговоров
Многие свойства заговоры, упоминаемые в древних письменных документах, люди вынесли еще с первобытных времен. Даже по поздним записям можно говорить о том, что у заговоров были традиционные темы. Например: промыслово-хозяйственные заговоры.
Историки, этнографы, а также литературоведы еще не пришли к единому мнению в трактовке заговора как одного из фольклорных жанров.
Заговор представляет собой специфическую форму культуры народа. Главное в заговоре – это сила сказанного слова.
Недостаточно сказать, что заговор – это просто ритмизированное заклинание в словесной форме, это еще и ритуальное действие обрядового характера с корнями, уходящими в глубокую древность.
Таким образом, заговор есть безусловное выражение особенного, в том числе, религиозного, сознания в его практическом выражении. Отсюда протекает недопустимость отождествления заговоров с поэтическим творчеством.
Через всю историю заговоров прошло прогрессировавшее в них развитие словесного текста. Согласно теории «хорового синкретизма» А. Н. Веселовского слово, песня и обрядовое действие являлись одним целым, а затем начали распадаться на отдельные ветви человеческого творчества. Заговор же до самого позднего времени оставался тесно связанным с обрядовыми действиями, с определенным ритуалом, сценарием.
Один из крупнейших исследователей заговоров Н. Ф. Познанский в первой трети XX описал свои наблюдения, в которых делает акцент на том, что магический обряд приоритетнее слова. Однако можно предположить органическую связь слова и действия уже в первых заговорно-заклинательных актах: без словесной изложения пожелания или требования заговора не существует.
Другой исследователь Е. Н. Елеонская параллельно с Н. Ф. Познанским изучала магию и историю верований и писала о связи слова и действия: «Каждый заговор тогда лишь понятен и формулы его поддаются объяснению, когда известно действие, его сопровождающее… Чем крепче связан заговор с действием, тем он определеннее в своих выражениях, тем он короче и проще».
Заговор имеет практическое назначение, конкретно выраженное в словах. Практическая функция заговора зафиксирована в самоназвании. Этимология слова заговор восходит по утверждению А. Н. Афанасьева, к слову «оговор» («оговорить») – значит напускать на кого-нибудь болезнь недобрым словом.
Исполнение заговора было сопряжено с определенным ритуалом, набором специфических действ, без которых заговор не был бы действенным.
Заговоры причисляются к сфере веры и колдовства. Как представляется, это одна из важнейших тем для истории, фольклористики, социальной, культурной антропологии, а также литературы. Колдовство как наука изучается только в XX веке зарубежными учеными – такими как Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Р. Маррет и другие.
Алан Барнард выделяет два основных типа знахарства – физическое и духовное. Физическое знахарство использует материальные вещества и может быть как благотворным, так и вредоносным. Духовное знахарство требует от знахаря вхождения в состояние транса. Именно при таком ритуале можно призвать на помощь высшие силы.
В благотворном физическом знахарстве используются природные вещества, которые извлекаются из растений или иногда из животных. Обычно эти вытяжки приготовляют путем кипячения в воде корней или листвы какого-нибудь растения.