Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мистические и оккультные традиции Рима

Опубликовано 13.11.2018

Предсказания в Риме

 

В древнем Риме каждому явлению придавалось большое значение. Будь – то полет птицы, случайное слово, бытовое явление, сны – все находило толкование у жителей Италии. 


По легенде, Вечный город был возведен на том месте, которое указали птицы. Ромул и Рем поспорили, где основать Рим. Условились, что та сторона, от куда появится больше птиц, будет подходящей. Расположившись порознь, братья стали ждать. Со стороны Рема появилось шесть птиц, а Ромула – двенадцать. Это место и стало будущем городом, а такой способ предсказания надолго стал главным в Империи.


Каждая деталь была существенна: сторона появления птиц, их вида и количество, время суток. Особое предпочтение отдавалось коршунам, ведь именно они явились братьям.


Слово, нечаянно оброненное, могло стать поводом для начала войны, или отложить военные походы. Октавиан Август прославился как один из самых суеверных правителей Рима. Услышав гром, прятался в подвал. Если, проснувшись, надевал башмак не на ту ногу, ожидал плохого дня. Утреннюю расу толковал как удачный поход и скорое возвращение домой.


Всего же в Риме было три основных школы предсказания, представителей которых называли:

• авгуры;

• гаруспики;

• толкователи «Сивиллы».


Авгуры, управлявшие Римом


Авгуры пользовались наибольшим уважением, потому как их учение имело определенные законы и правила. В разные этапы развития Империи совет авгуров насчитывал от трех до пятнадцати человек. Им мог стать любой житель, независимо от происхождения. Сан жреца даровался пожизненно. 


На Капитолийском холме устанавливался шатер входом на юг. Жрец садился против него, внутри очерченного квадрата, и ждал. Если птицы летели по левую сторону от него - дело ждал благоприятный исход. Весь обряд должно было соблюдать в полной тишине. Любой посторонний звук мог нарушить процесс предсказания. 


К жрецам - авгурам обращались по всем важным государственным вопросам, будь - то издание эдикта или начало войны, а потому, хоть и официально они не обладали влиянием на сенат, но часто толковали результаты гадания в удобную для себя сторону. Народное собрание, избрание консула могли откладываться раз за разом из-за плохого знака.


Распространено было гадание по священным цыплятам. Перед ними рассыпали зерно, и если оно склевывалось – стоило ждать успеха от начинания. Стоит ли говорить, как жрецы могли повлиять на предсказание?

Однако, авгурам доверяли далеко не все консулы. Публий Клавдий Пульхр приказал бросить цыплят в море, когда они отказались от зерна. Тогда флот римлян был разбит. Случалось и авгурам сделать верное предсказание.


Гаруспики


Меньшим влиянием пользовалась школа гаруспиков. Связано это было с тем, что каждый ее представитель использовал свои методы предсказания.


Гаруспики гадали на внутренностях животных. Особое внимание уделялось печени. Римляне верили (традиция эта пришла от этрусков), что она состоит из 40 частей, в соответствии с небесным сферам. Если в органах животного жрец видел благоприятствующий знак, то совершал с ними шествие вокруг алтаря и сжигал специально приготовленный пирог.


К предсказаниям гаруспиков обращались редкие правители, ведь толковать знаки могли лишь жрецы, зачастую несогласные друг с другом. А потому их слова были сомнительны.


Толкователи «Сивиллы»


Роль оракулов в Риме играли толкователи «Сивиллы». Количество жрецов менялось от 10 до 15. Гадали же они ища советы в записях слов «Сивиллы». По легенде, книги были составлены из предсказаний пророчицы из Кум и почитались как священные. Кроме жрецов, никому не разрешалось обращаться к ним. Предсказания Сивиллы читались только по официальному разрешению сената, в самые тяжелые для Империи времена.


Книги хранились с особой тщательностью, однако до наших дней не дошли. Известно, что собрание предсказаний было уничтожено пожаром. 


Помимо жрецов гадать в Риме мог каждый. В семейных вопросах – глава семьи. В политике – должностное лицо. Применение магии было частым явлением среди всех жителей. Даже видные философы того времени не всегда были категоричны. Справедливо, однако, что личные интересы жрецов слишком часто меняли судьбу страны не в лучшую сторону. А доводов за и против предсказаний было достаточно с каждой стороны.